Полит Х - Телевизионный Интернет-канал
 Авторское
 Телевидение
Полит Х - Телевизионный Интернет-канал
Сегодня 
24.06.2018 
Главная страница > X-Архив > Андрей Норкин и Алексей Семихатов
X-Сайт
X-Архив
X-Форум
X-Справка
X-Эксперт
X-Команда
X-Партнеры
X-Контакты

Андрей Норкин и Алексей Семихатов


12 марта 2004 года
Телевидение: Между Рейтингом и Пропагандой

Часть 1
Часть 2

Андрей Норкин
Андрей Норкин
X-Справка
Алексей Семихатов
Алексей Семихатов
X-Справка

С. Корзун: Продолжаем нашу программу. Мы осиротели - на некоторое время остались без Михаила Леонтьева. В гостях у нас Алексей Семихатов и Андрей Норкин. Алексей, Вы смотрели за ходом этой дискуссии: я прошу Вас хотя бы в двух словах подвести ее некоторые итоги. Первая часть нашей дискуссии была о пропаганде на телевидении и зависимости телевидения от власти. Вторая часть будет о зависимости от рейтинга или от зрителей.

А. Семихатов: По-моему, дискуссия пошла не туда, потому что обсуждалось не только телевидение и вовсе не телевидение - обсуждались люди, которые здесь не присутствуют. Очень жалко, что Михаил ушел, но раз он обсуждал людей, которые отсутствуют, то я тоже этим воспользуюсь - тем более, у него будет возможность вернуться и дать мне сдачи по полной программе.

А сказать я хотел вот что: я согласен с Михаилом в том, что не может быть никаких сомнений, что наше телевидение, как и любое другое, занимается пропагандой и основано на пропаганде. И я предлагаю это даже не обсуждать - это закон существования телевидения. Мне гораздо интереснее другое: как оно это делает?

С моей точки зрения сейчас происходит примерно следующее: то ли в силу своей природы, что телевидение - это в первую очередь картинка, то ли по какой другой причине, я перестаю видеть разницу между Михаилом Леонтьевым и Леонидом Якубовичем. Я не вижу разницы между так называемым политическим обозревателем и "Аншлагом" или "Полем чудес". Разница может быть только в преференциях: мне нравится, например, сериал под названием "Михаил Леонтьев" или "Новости". С моей точки зрения - это сериал: какая-нибудь Катя Андреева - это рабыня Изаура. А кому-то нравится сериал, где настоящая рабыня Изаура, или другие сериалы. Вот это интересно, что все, что происходит, движется в сторону развлекалова в широком смысле этого слова. Информации делается все меньше и меньше.

А. Норкин: Термин же есть сейчас в ходу - "инфотейнмент". С появлением "Намедни", когда Леня запустил этот новый проект, он был вброшен, и сейчас все начинают этим заниматься.

А. Семихатов: Это то, чего мне хватало: просто кто-то украл у меня этот термин. Я, пожалуй, придумал бы его сам, если бы еще немножко с Вами пообщался.

С. Корзун: На радио мы его использовали уже несколько лет назад. "Космомолка", кстати, очень любит это слово, то есть это издание - это развлечение на новостной или квазиновостной базе. Насколько телевизионные новости мигрируют в этом направлении на Ваш взгляд, Андрей?

А. Норкин: Абсолютно с этим согласен. С одной стороны, может быть, это и неплохо, потому что хочется придумать что-то новое всегда, потому что этот формат, когда диктор сидит и рассказывает что-то,... для того чтобы выиграть рейтинг у конкурента, нужно придумать что-то новое. Появилась несколько лет назад эта идея - развлечение через информацию. Но сейчас это принимает объемы снежного кома - все разрастается и разрастается, а информации там все меньше и меньше. Вот это, на мой взгляд, очень плохо.

А. Семихатов: Ведь недаром отсутствующий здесь Михаил выступает или выступал раньше (я не очень за этим слежу) с "Куклами" - это и есть та самая тенденция. Поэтому я не вижу разницы между ним и "Угадай мелодию". Только темы у них немножко разные: там нужно мелодию угадывать, а здесь он даже не угадывает, а сообщает нам текущий политический курс. А так это на уровне - одному нравится один сериал, другому нравится другой сериал.

Когда мне нужна только информация, я не буду смотреть даже эту картинку: я кликну в Интернет - туда, где написан текст. Заметьте, там есть возможность даже отключить картинку. Например, что-то происходит, сеть перегружена, я отключаю картинку - мне нужно только узнать. Мне кажется, что отличие телевидения от Интернета (а у нас такая передача - где-то на грани, здесь тоже нужно термин изобрести, или все хорошие термины уже изобретены) состоит в том, что пользователи Интернета хоть в какой-то степени активны. Пользователь телевидения - это абсолютно пассивное лицо, которое... когда я смотрю телевизор, я устал и полулежу на своем диване, протягиваю руку за стаканом с пивом и щелкаю каналами.

А. Норкин: Перещелкивание каналов не приносит искомого результата.

А. Семихатов: Золотые слова, тем более что реклама на каналах идет одновременно. Если я пользуюсь Интернетом, то если я хочу информации - я хочу информацию, если я хочу голых баб, то я кликаю в другое место, где голые бабы хранятся.

С. Корзун: Андрей, возвращаясь к новостям, насколько элемент развлекательности в новостных выпусках сейчас становится важным: для привлечения ли публики - мы понимаем, что любая новость должна быть упакована, и если в этом пропаганда, то и есть пропаганда. И я здесь соглашусь и с Михаилом и с Алексеем, что телевидение должно что-то пропагандировать. В том числе, и красиво упаковывать. Или раздевать. Одно из двух.

А. Норкин: На государственных каналах информационные выпуски меньше зависят от этого, потому что они доносят скупую, государственную, выверенную всеми инстанциями информацию, начиная от кремлевских пресс-служб, которые раздают разрешения на съемку того или иного события, и заканчивая редактурой внутри.

С. Корзун: У репортажа "на слезу" почти всегда есть какая-нибудь такая провинциальная история или еще что-то. Как у французов - ежики, раздавленные на дорогах.

А. Норкин: Это немножко не то, что я имею в виду. Допустим, НТВ, которое, на мой взгляд, первым начало эту нишу разрабатывать - сначала появились "Намедни", потом появилась "Страна и мир", которая выдержана в том же самом ключе, - вплоть до того, как ведут себя ведущие, как ведут себя корреспонденты в кадре. Это Лёнина школа: надо отдать ему должное, Парфенов - один из немногих современных журналистов, который сумел сформировать собственный стиль.

С. Корзун: Жаль, он не может ответить: он отсутствует сейчас в этой студии.

А. Норкин: Об отсутствующих - только хорошее. А личный вклад Герасимова - он тоже долго метался, но все равно он больше сваливается в это. Программа Максимовской на Ren-TV - то же самое: когда передача только готовилась, она уже ее преподносила, что это будет такой же тележурнал.

На государственных каналах, в силу каких-то причин, может быть, потому что там очень неплохо обстоит дело с программированием, существуют великолепно разработанные разгонные линейки, и в случае в Первым каналом срабатывает генетическая привычка оставаться в 9 часов вечера на программе "Время", и у них нет необходимости что-то такое придумывать.

А. Семихатов: Андрей, когда я смотрел Вас в то время, когда Вы работали на НТВ, мне кажется, Вы этого не делали: потому что тогда не умели или не придумали, или не ставили такой задачи перед собой? Как было устроено? Вы и Ваши коллеги, которые тогда были параллельно с Вами в вечернем НТВ, - это последнее, что я помню из сообщений более или менее фактов. Да, как-то подано, в определенном порядке скомпоновано, но все-таки фактов, а не чистого развлекалова. Задача не ставилась, или вообще вопроса не возникало?

А. Норкин: Я думаю, что тогда просто вопроса не возникало. Вопрос возник именно после того как произошел раскол на НТВ.

А. Семихатов: Почему это произошло?

А. Норкин: Потому что группа, которая осталась на НТВ, была обязана подготовить некий ответ на то, что ушло вместе с Киселевым на ТВ-6. То есть ТВ-6 вышел со своими старыми "Итогами", какие они были у Киселева. НТВ нужно было чем-то отвечать. Парфенов и Киселев - совершенно разные по энергетике, умопостроениям, по своим взглядам на жизнь люди. Парфенов не мог делать такую же программу, как Киселев: это просто глупо и неправильно повторять уже существующий формат, и тогда у Лени развернулся этот замысел. И дальше уже все стало развиваться, потому что все посмотрели: "Что-то в этом есть, это интересно и свежо. Необычно новости преподносятся. Давайте-ка мы тоже сейчас так попробуем".

А. Семихатов: Он, по-вашему, это начал?

А. Норкин: Я думаю, да.

А. Семихатов: То, что целый ряд корреспондентов просто копирует интонации и походку, - это несомненно.

С. Корзун: Есть такое естественное оппонирование: также как на радио, я могу сказать, что самые лучшие голоса, находки ведения, в том числе, музыкального эфира, как Ксения Стриж, я знаю двух таких девушек. Это Ксения Стриж, которую копировали почти все с тех пор, когда она работала на "Европе Плюс", и была девушка, которую уже начали забывать, - Супер Алена на "М-Радио". От нее идет вторая как бы цепочка. То есть это процесс вполне естественный: если кто-то что-то находит, то потом после этого идет копирование. Как человек, немного знающий современное российское радио, я могу, и очень приятно, что Андрей тоже может это подтвердить.

А. Норкин: Я с 91-го года начал работать на FM-станции.

С. Корзун: Вернемся к зависимости от рейтинга. Зависимость от власти - это одно дело, мы это обсуждали. Зависимость и копирование программ - "инфотейнмент" - даже до этого дошли. Насколько Вы ощущаете зависимость от рейтинга, который становится просто национальным видом спорта в телевизионных кругах. То есть каждый день после 11-12 смотрятся столбцы цифр. Вот Вы в Вашей телепрограмме, Алексей? Вы же тоже телеведущий.

А. Семихатов: Я телеведущий - в качестве хобби. Я вообще не знаю, какой рейтинг, и этим не интересуюсь. Это большое преимущество человека, который занимается чем-то как хобби. На некоторые вещи можно наплевать, чего профессионал (а я с большим уважением отношусь к профессионалам в любом деле) позволить себе не может. А вопрос, который меня, пожалуй, занимает, - это как вообще измеряются рейтинги. Ведь насколько я вижу, то, что происходит на главных каналах, по моему представлению зависит от рейтинга чудовищным образом. "Аншлаг" - притча во языцех, что тут дальше говорить. Прайм-тайм занят "Аншлагом". Но процедура их измерения ведь далека от совершенства, насколько я понимаю.

С. Корзун: Может быть, это не вопрос для сегодняшней дискуссии. Насколько Вы ощущаете (да Вы собственно и дали ответ на этот вопрос), что Вы как человек, который использует телевизор в качестве хобби, можете об этом не думать. Андрей, Вы думаете о рейтинге?

А. Норкин: Естественно. Какая бы ни существовала технология подсчета зрительской аудитории - какая она есть, такая и есть. То, что выдается, - мы должны на это реагировать.

С. Корзун: Самое главное, что рекламодатель на это реагирует.

А. Норкин: Какая она есть - ничего другого не придумали. Сейчас у меня немножко дурацкая ситуация, потому что меня в России никто не видит, за исключением фанатов спутникового телевидения. RTVi как спутниковый международный канал, который вещает на весь мир, - тоже очень сложно просчитывать его аудиторию. Единственное, где они могут это делать, - это Израиль. Там та же старая схема.

Конечно, мы зависим от рейтинга. (Давайте лучше будем говорить о том, когда я работал в эфире в России.) Если ты не относишься к этому, как к хобби, и ты обязан учитывать настроение начальства, которое на редакционной летучке сверяет столбцы ежедневно или еженедельно, потом хватается за голову и говорит, что сегодня мы опять проиграли какому-то каналу.

Берутся поминутные рейтинги, как у нас было, когда мы ушли на ТВ-6 с НТВ. Выпуски в одно и то же время - в 19 часов, если мне память не изменяет. Брались поминутные рейтинги, бралась верстка - наша и НТВ, и мы сравнивали, где мы "подсели", где "подсело" НТВ, где мы вырвались вперед.

А. Семихатов: Буквально, где "клубничку" нужно вставить...

А. Норкин: Да-да. Но потом все это немножко успокоилось, потому что тогда был очень политизированный момент. Но, конечно, от рейтинга все это очень зависит. А большие в те времена аналитические и информационные программы, когда у нас информация еще была востребована, были обязаны давать большой рейтинг. Успешность проектов канала во многом оценивалась по рейтингу таких итоговых программ, как "Итоги", "Зеркало" и другие. И для этого делали специально разгонные линейки, то есть подкладывались или сериалы, или фильмы, или что-то еще. Конечно, во главе угла стоит рейтинг, и с этим ничего не поделаешь. Потому что деньги надо зарабатывать, а рекламодатели ориентируются на те же самые рейтинги.

А. Семихатов: Я просто хотел нарушить субординацию и выступить как зритель, и спросить Вас (хотя мы с Вами и рядом сидим, но наши весовые категории все-таки разные - в отношении телевидения, во всяком случае): а что делалось? Вот "просели" Вы с рейтингом, и что нужно было делать, какие принимались меры?

А. Норкин: Каждый раз по-разному. Можно было поднимать рейтинг какими-то сторонними мерами, то есть обкладывать эту информационную программу неким продуктом, который, мы знаем стопроцентно, будут смотреть. Допустим, сериал "Менты" в его лучшие времена, хотя его и сейчас еще смотрят, и пятый сезон на Первом идет очень неплохо. Или менять что-то непосредственно в самой программе. Тут может быть все что угодно: поменять ведущему пиджак, посадить его вот так или так, изменить количество сюжетов на определенные темы - добавить криминал, убрать криминал, добавить культуру, убрать культуру, добавить шутки-мишутки осокинские, убрать шутки-мишутки осокинские.

А. Семихатов: Смотрите, с чего Вы начали: с того, как изменить картинку в первую очередь. Я вижу в том, что Вы говорите, подтверждение своих интуитивных ощущений, что все-таки в первую очередь телевизор - это картинка. А поскольку картинка не требует размышления (когда мы ходим смотреть на картину, мы не размышляем, - мы ее воспринимаем целиком, мы ее впитываем синтетически, а не аналитически), то я боюсь, что в силу самой своей природы телевидение вообще от информации будет все больше и больше идти к видеоряду. И больше ни к чему.

С. Корзун: На Euro News эта ли тенденция информационных программ?..

А. Норкин: Все может быть, как существует, допустим, фоновое радио. Собственно утренние блоки сейчас на всех российских каналах - это фоновое телевидение.

А. Семихатов: Бессмысленная какая-то болтовня, занимающая время...

А. Норкин: Считается, что есть очень глубокий смысл - создать хорошее настроение человеку, который проснулся рано утром. То, что происходит сейчас, это полный, на мой взгляд, абсурд, потому что сначала рассказывают, как надо сделать зарядку, потом какой коктейль, какую маску для лица, после этого идет выпуск новостей, в котором показывают сюжет о теракте. Это уже глупость полная.

А. Семихатов: Ничто не действует на меня более убийственно, чем попытка человека деланным веселым голосом создать мне хорошее настроение. Именно тогда оно и портится на весь день.

А. Норкин: Как в "Айболите-66", когда в самом конце Айболит говорит: "Дети, если Вы увидите Бармалея, который хочет всех насильно сделать счастливыми, немедленно поставьте его в угол". Вот этим занимаются все утренние блоки. Это фоновое телевидение, его смотреть абсолютно не нужно: включил погромче звук, и ходишь по кухне, жаришь себе яичницу.

С. Корзун: Напоследок простой философский вопрос: если ли будущее у серьезного телевидения: между Сциллой (как я хотел в название программы, но потом эти слова решил не выносить) и зависимостью от власти, и Харибдой и зависимостью от зрителя, от массового рейтинга, сумеет ли наше телевидение проплыть? Или этот путь уже заказан, и ничего не получится? Андрей, как думаете?

А. Норкин: Хотелось бы верить, что сумеет. Я бы хотел, чтобы телевидение в первую очередь зависело от зрителя, а не от власти.

С. Корзун: Пусть лучше думают, где пару трупов внести, где пару трупов вынести, в информационной программе, и какую бабочку надеть ведущему?

А. Норкин: Сейчас мы об этом даже не говорим, потому что телевидение - это сплошное развлекалово (здесь я с Лешей согласен абсолютно) и бесконечные клоуны. Причем по разным каналам идет один и тот же формат с небольшими отличиями: "Народный артист" на "России", "Фабрика звезд" на Первом, и так далее. Тут можно говорить о том, что, конечно, мы сами, телевизионщики, портим зрительский вкус. По крайней мере, люди, которые работают в области шоу-бизнеса, эстрадные певцы, сами очень многие об этом говорят. Что нравится какому-то продюсеру какая-то песенка - "тын-с, тын-с, тын-с", он ее записал, он ее продал. Народ ее купил. И вот тут подмена понятий происходит, и аудитория думает: "Вот это как раз то, что мне надо". По-моему, Алена Свиридова об этом не так давно говорила. И в принципе с телевидением такая же штука получается: сбацали такой пирожок ни с чем,...

С. Корзун: А пипл хавает.

А. Норкин: Это то, что Михаил в самом начале говорил, когда обозвал Богдана Титомира политическим покойником. Если бы Богдан Титомир запатентовал эту фразу - "пипл хавает", которую Познер начал активно раскручивать, сейчас все говорят: "Блин, какая зараза, пипл хавает всякое телевизионное дерьмо". И все говорят, и продолжают это делать - выпускать эти непонятные продукты.

Но мне кажется, что это будет лучше, если телевидение будет зависеть от зрителя. Потому у меня, по крайней мере, сохраняется надежда, что рано или поздно вкусы будут меняться, они же не вечны. А когда есть зависимость от власти, тут мы может все это дело раскатать, и восстанавливать потом будет очень трудно. Когда Пашу Селина выгнали из Минска (недавно был большой скандал): там были похороны Василя Быкова, и после этого его Лукашенко выгнал. Он ко мне как-то пришел, мы разговаривали, и он говорит: "Самое ужасное то, что в Белоруссии уже выросла группа молодых ребят-журналистов, которые при батьке Лукашенко работают, они абсолютно искренне считают, что так, как они работают, - это совершенно правильно. Они несут народу то, что нужно, они не врут". Когда Женя Ревенко приехал в Лондон к Черкасову (мне Андрей рассказывал), он говорил: "Как же можно критиковать Путина? Он же глава государства. У вас же в Британии королева есть: ее же никто не критикует". Черкасов вот такие глаза сделал: "Женя, ты о чем говоришь?! Королеву не критикуют? Королева там столько расхлебывает!"

А. Семихатов: Действительно, не хотелось бы, чтобы власть вела себя с телевидением, как слон в посудной лавке, а чтобы действовала, по крайней мере, профессионально. Ясно, что от своих задач она никогда не откажется, и от своих интересов: хотелось бы только, чтобы они профессионально исполнялись. Но то, о чем Андрей говорит, называется положительной обратной связью: когда какие-то люди создают какие-то песенки или какой-то жанр, или стиль, зритель начинает это смотреть, у журналистов возникает полная иллюзия того, что вообще все классно, потому что они видят отклик с той стороны. Роль телевидения велика: она тот контур этой положительной обратной связи, который замыкает, усиливает, и черт знает, к чему это может привести, если следовать всему, что таким образом взращивается, а потом приобретает грандиозные непропорциональные размеры. Я вижу здесь проблему, - как ее решить, я не знаю. Наверное, нужно делить аудиторию на какие страты и адресовать... да, есть люди, которые будут слушать только песенки, только попсу. И отлично!

С. Корзун: У них есть "Муз-ТВ" и MTV.

А. Семихатов: Но непонятно, как разделить, чтобы "Аншлаг" не расползся на всю сетку вещания. А есть люди, которые не хотят всего этого, которые хотят иногда о чем-то подумать, другие хотят на что-то посмотреть или что-то узнать, третьи хотят рабыню Изауру. И как сделать такое разделение и как чувствовать отклик от каждой из этих групп - это мне непонятно. А, наверное, в этом задача будущего.

С. Корзун: Нужно ли оставлять каналы общей направленности или идти за зрителем своим: новости - так новостной канал, или музыкальный, или сериальный.

А. Норкин: У нас пока еще не пришли к этому, еще не очень понимают, как это - отказаться от создания канала общей направленности.

С. Корзун: Мы говорит о крупных, метровых каналах, СТС это понимает...

А. Норкин: СТС растет, ТНТ растет - даже еще быстрее, чем СТС. А метровые, чего они не делают, у них получается автомат Калашникова. Говорят, что сейчас будет переформатирование каналов: информация останется на втором канале, первый будет развлекательный. НТВ тоже будет развлекательный...

А. Семихатов: Я-то знаю, что начальство думает о том, о чем мы разговариваем.

С. Корзун: О нас. Вот, наши дорогие зрители, начальство думает о нас. И вы тоже думаете... Ну, и смотрите нашу программу, конечно. Спасибо нашим гостям. Мы эту дискуссию продолжим и встретимся в следующий раз.

Часть 1
Часть 2

Полит Х - Телевизионный Интернет-канал
Главная страница > X-Архив > Андрей Норкин и Алексей Семихатов
Программа и трансляция — Авторское Телевидение © 2003-2004
© «Полит Х». При полном или частичном использовании материалов ссылка на этот сайт обязательна.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Полит Х - Телевизионный Интернет-канал