Полит Х - Телевизионный Интернет-канал
 Авторское
 Телевидение
Полит Х - Телевизионный Интернет-канал
Сегодня 
23.04.2018 
Главная страница > X-Архив > Надежда Прусенкова и Евгений Кузин (2)
X-Сайт
X-Архив
X-Форум
X-Справка
X-Эксперт
X-Команда
X-Партнеры
X-Контакты

Надежда Прусенкова и Евгений Кузин (2)


29 июня 2004 года
Итоги Телесезона

Часть 1
Часть 2

Надежда Прусенкова
Надежда Прусенкова
X-Справка
Евгений Кузин
Евгений Кузин
X-Справка

Е. Афанасьева: Это уже факт, что игроков на ниве политического информационного телевидения практически не осталось. Первый и второй каналы занимаются государственной пропагандой, НТВ на старом запасе иногда умудряется делать хорошие профессиональные новости, как это случилось 9 мая, когда после взрыва в Грозном они прервали трансляцию, как учили на старом НТВ, поставили экстренный выпуск и первыми передали информацию о гибели Кадырова, после чего их выключили моментально из эфира. А первый и второй каналы ждали официально установленных по сетке выходного дня двух и трех часов, причем еще умудрялись говорить, что Кадыров ранен. Как вам кажется, этот показатель аполитичности действительно присутствует на рынке: зрителю действительно менее интересно политическое и информационное телевидение, а более интересно телевидение развлекательное? Или это указка сверху: у нас есть пропагандистский ресурс, и хватит?

Е. Кузин: Я думаю, что это лукавство - разговоры о том, что зрителю не интересна политика. Либо большие каналы не могут придумать формы подачи политической информации, которые были бы интересны и созвучны ожиданиям аудитории. Я приведу два примера: один - это закрытая программа "Намедни", которая являлась самой рейтинговой программой на канале НТВ. А второй пример, который тоже доказывает, что людям интересна политика и взгляд журналистов на политику, - это программа "Выводы", которая шла на Третьем канале, который вклинивается в программы канала ТВЦ: до закрытия в марте она тоже была самой рейтинговой в рамках Третьего канала и часто соперничала с программами ТВЦ, более привычными зрителю на третьей кнопке. Насколько я знаю, "Выводы" должны возобновить свою работу с сентября, и надеюсь, что они докажут, что еще можно говорить о политике и найти интересные зрителю темы, а не только "паркетные" кадры.

Н. Прусенкова: Отношения телевидения и зрителя - это такая замкнутая система. Зритель смотрит то, что показывает телевидение, а телевидение показывает то, что якобы хочет смотреть зритель. Этот сезон дал понять, что политического телевидения у нас практически нет. Закрытие программы "Намедни" стало последним сигнальным флажком.

Е. Афанасьева: Что вы увидели в этом году нового в эфире? Что вы отметили в тенденциях телевизионного наполнения каналов: что появилось и что исчезло?

Н. Прусенкова: Этот сезон можно назвать расцветом телевизионной документалистики. Если новые форматы только появились в позапрошлом сезоне, такие как "Новый день", "Отражение" на "Рен-ТВ", то в этом сезоне почти на всех основных каналах появились очень достойные и качественные документальные фильмы. Этот жанр находится в расцвете. Как мне кажется, за неимением возможности заниматься политическим телевидением, те журналисты, которые умеют это хорошо делать, ушли в документалистику. Тому множество примеров: на "России" замечательный фильм Елизаветы Листовой "Советская империя", на НТВ иногда бывают фильмы Кирилла Набутова (например, замечательный фильм к 60-летию блокады Ленинграда), там же идут старые фильмы Евгения Киселева, Евгения Кириченко. Даже развлекательный канал СТС тоже обратил внимание на этот жанр - они закупили потрясающие фильмы BBC: это сплавы игрового и документального кино, плюс графика. И как показывают рейтинги, это действительно интересно зрителю.

Е. Кузин: Я отмечу то, чего я не нашел, и возможно, к счастью. Это уход такого формата как игры "Угадайки", которые почему-то назывались "синими играми": у них - "Слабого звена", "Алчности" - были голубые и синие тона в студии. Сейчас их практически не осталось. Первый обещает показать последние, еще не виденные зрителем, выпуски "Слабого звена", и похоже, на этом закончится. Сейчас действительно идет расцвет документалистики, и это должно привести в следующем сезоне к некой сегментации этого жанра, потому что сейчас все, что не игровое, мы называем документальным кино. Его стало так много, что иногда сложно сравнивать спецрепортажи длиной 15 минут, которые есть и на НТВ, и на "России" (программа "Специальный корреспондент"), с фильмами BBC, часто тоже очень разными: где-то это документалистика, а где-то - экранизация древней истории. Это разные жанры, и их надо разделять. И, конечно, продолжается развитие реалити. Надо сказать, что продолжается поиск все ниже и ниже пояса: я имею в виду программу "Дом-2" на ТНТ, которая даже по радио рекламируется как поиск не только большой и светлой любви, но и партнера на ночь.

Е. Афанасьева: ТНТ вообще экспериментировало в этом году: например, программа "Голод", где русские, заброшенные в Берлин, попрошайничали. Это довольно странные посылы аудитории под маской реалити-шоу. Почему это происходит? Есть, например, реалити "Фабрика звезд": как не относиться к этому проекту, но это совсем не то, что "Голод" или "Дом". Это такая программа традиционного формата шанса, хотя там среди молодых людей немало любовных историй и всего прочего.

Е. Кузин: Я думаю, что в основе всего - бизнес. Пример тому "Фабрика звезд" и аналогичный проект "Народный артист" на канале "Россия", прошедший с не меньшим успехом, судя по рейтингам. Но, видимо, "Народный артист" оказался более дорогим, потому что много съемок было на уровне кастинга, поездки по регионам, и это финансово ослабило проект, потому что не было продолжения.

Е. Афанасьева: Он, по-моему, не задумывался таким потоком, как "Фабрика".

Е. Кузин: Когда была первая "Фабрика", тоже никто не говорил, что будет продолжение. Тогда на канале "Россия" шла программа "Стань звездой". Канал "Россия" учел ошибки и сделал "Народного артиста". А "Фабрика звезд" пошла по раскрученной. Мне кажется, что умение дальше раскрутить этих звезд, которое и поддерживает экономически этот телевизионный проект, у Первого канала получилось лучше, поэтому проект развивается и гремит. То же самое и у ТНТ. "Двенадцать негритят", снятые в партнерстве с "ВИДом", был более интеллектуально насыщенным продуктом, нежели "Голод" или "Дом-2", но его посмотрело меньше зрителей, т.е. он не попал в аудиторию ТНТ. И продолжения "Двенадцати негритят" ожидать не стоит. А "Дом" и "Голод", которые прошли с более качественными рейтингами и принесли каналу ожидаемую рекламу, соответственно должны продолжаться. Всему причиной - бизнес.

Е. Афанасьева: Почему канал СТС пробовал такие странные формы реалити, как "Ты - супермодель" или "ТАТУ в Поднебесной", проект, который многие считают, что он провалился, хотя руководители канала и говорят, что ничего не провалилось?

Н. Прусенкова: "Двенадцать негритят" действительно не вписывались в формат ТНТ, в то время как "Дома" вписываются в ожидания канала от аудитории. Если СТС представляет себя как глянцевый журнал, соответственно и реалити они делают немножко глянцевыми: супермодели, ТАТУ - скандальное, но все-таки на грани. А на ТНТ это "клубничка": более откровенно и приземленно.

Е. Афанасьева: А что происходит с сериалами? Вы уже упомянули проект "Бедная Настя" на СТС - совместное производство с "А.Медиа", компанией бывшего гендиректора канала "Россия" Александра Акопова, и впервые с крупной голливудской компанией Sony Pictures (которая раньше называлась Columbia Pictures). Это первый проект не просто длинного "мыла" на 127 серий, которого тоже не было прежде у нас, но и "мыла" качественного по уровню и технологиям. Сейчас они запускают второй проект, причем на лето, что для телевидения крайне удивительно: обычно такие дорогие продукты не "стреляют" летом, но они уверены, что аудитория СТС остается с ними. Как меняются сериалы - один из основных содержательных блоков нынешнего телевидения?

Н. Прусенкова: Мне кажется, что этот жанр нивелируется, происходит девальвация жанра, потому что такого продукта становится на рынке очень много. Зрители "объелись" им уже до невозможности. Первый канал это понимает: у них проверенные линейки, и он "кормит" не самым плохим.

Е. Афанасьева: Часто повтором кормит. Они дали в начале сезона сериал, который прошел на ТВС, когда канала уже закрывался, - "Две судьбы", и он собрал баснословный рейтинг 48. Сейчас они дают повтором "Черного ворона", "Улицы разбитых фонарей" - уже неизвестно каким показом, но все равно собирают рейтинги. И иногда свои суперхиты, как "Участок", который зашкаливал в декабре: доля аудитории была больше 50-ти.

Е. Кузин: Я бы согласился с тем, что приелись, но не сериалами, а типом сериалов, который долгое время был единственно возможным и популярным, и приносящим рейтинги. Это истории про развязных милиционеров или сотрудников спецслужб. Пример с "Участком", не очень удачным с эстетической точки зрения, на мой взгляд, "Бальзаковским возрастом" показывает, что...

Е. Афанасьева: Попадание в то, что аудитория хочет смотреть, - вопрос воплощения. Бандитская тема приелась, и как ни относиться к идеологическим посылам сериала "Бригада", но снять что-то в бандитской теме в ближайшее время сложно. Хочется чего-то простого и светлого, как деревенский детектив в жанре Аниськина.

Е. Кузин: Хочется разного.

Е. Афанасьева: А есть ли разное, или опять всех повело в общий мейнстрим?

Е. Кузин: Может, увлечение классикой...

Е. Афанасьева: В этом сезоне классики не появилось. В прошлом году после "Идиота" все боялись, что пойдут потоком экранизации.

Н. Прусенкова: Они только собрались снимать, и все будет в следующем сезоне.

Е. Кузин: Запустилась "Анна Каренина".

Е. Афанасьева: Но там пока пробуксовывают съемки. Сняли "Московскую сагу", "Детей Арбата", Бортко на "Ленфильме" запустил "Мастера и Маргариту".

Е. Кузин: Главное, чтобы это не было сплошным потоком, как "Улицы разбитых фонарей" на одном канале, "Менты" - на другом, "Каменская" - на третьем. Я думаю, что хватит ума их развести, тем более лидеры ведущих каналов договариваются.

Е. Афанасьева: А чего не хватает в сериальном продукте? Ведь сериал - это не просто развлечение, а модель поведения. И когда сериалы были бандитские, большинство людей и страну видели в бандитском цвете. Когда появились хорошие сериалы, люди стали говорить, что жить стало лучше, жить стало веселее, можно идти голосовать за нашего президента, за партию власти. Все уже хорошо - в телевизор посмотрите. Чего не хватает в сериалах, каких тем, важных для общества?

Е. Кузин: Знал бы - попросился на работу на какой-нибудь канал руководить съемкой.

Е. Афанасьева: Вы сказали, что неудачный с эстетической точки зрения, но удачный по рейтингам сериал "Бальзаковский возраст" - это отражение того, что таких сериалов нет, но вопрос - как они сделаны. И рейтинг показывает, что есть попадание в запрос аудитории, что это сериал для женщин, которым за 30 и которые ищут себя в этой жизни. Но ведь неудачно же прошло.

Е. Кузин: Чего мне не хватает в сериале и почему мне кажется, что прошло удачно в итоге: были отдельные шутки, и даже удачные. Вообще комедийная составляющая используется эпизодически в наших сериалах. А мне как зрителю хочется комедии.

Е. Афанасьева: Роднянский говорил о жанре ситкомов - ситуационной комедии, которые потрясающе работают в западных форматах и совершенно не умеют делать у нас.

Е. Кузин: На Украине на одном из фестивалей я смотрел несколько серий украинского ситкома про толстого мальчика. Там семья: папа-милиционер, ребенок типичной хохлятской наружности и комплекции и так далее. Я с удовольствием посмотрел две серии, присланные на фестиваль. Это набор разных жизненных ситуаций, после которых мне не нужен закадровый смех, чтобы заставить меня улыбнуться.

Н. Прусенкова: Как семья Звездуновых в "33 квадратных метрах" на СТС.

Е. Афанасьева: Об основных положениях этого сезона мы поговорили. И как итог: что из телевизионного наполнения этого сезона будет развиваться в следующем сезоне, и чего ждать нового?

Е. Кузин: Я жду больших реалити-шоу. Как на Западе богатые люди устраивают конкурсы, чтобы нанять себе заместителя и сделать человека богатым, т.е. устроить сказку для одного. Это то, о чем мечтает СТС. Там снимаются всякие милитари-проекты...

Е. Афанасьева: Коллега Нади Юлия Санковичус из "Новой газеты" в милитари уже участвовала на канале ТВС в проекте "Теперь ты в армии".

Е. Кузин: Я в отличие от многих зрителей видел этот проект, и мне не показалось, что он был слишком масштабным по задумке.

Е. Афанасьева: То есть Вы хотите много танков, самолетов.

Е. Кузин: Да, хочу. Я и в детстве очень любил программу "А ну-ка, парни!"

Н. Прусенкова: Обещают, что скоро будет патриотический милитари-канал под названием "Звезда" при содействии Министерства обороны.

Е. Афанасьева: Надя, как Вам кажется, что перейдет из этого сезона в следующий?

Н. Прусенкова: Я думаю, - это будут экранизации, причем не сериалы, а многосерийные качественные фильмы. Хотя несколько смущает тот факт, что пул актеров, которые снимаются в этих фильмах, в принципе не меняется.

Е. Афанасьева: Когда герой "Участка" и Саша Белов из "Бригады" становится Вронским, - я имею в виду актера Сергея Безрукова, это как-то напрягает.

Н. Прусенкова: А в "Мастере и Маргарите" прочат, что он будет играть Иешуа. Для актера это, наверное, хорошо: разные амплуа.

Е. Кузин: Зато зрители могут пошутить. Я хорошо помню, как в конце года шутили, показывая на Безрукова, и называли его "оборотнем в погонах", потому что Саша Белый вдруг становится участковым милиционером.

Н. Прусенкова: Как мне кажется, Первый канал не остановится на "Фабрике-4", и так как чем дальше, тем они все круче и вкладывают все больше денег в этот проект, то это будет действительно рейтинговое зрелище. Насчет других реалити-форматов я бы не была так уверена. К сожалению, в будущем сезоне политического вещания как такового не будет: оно будет нивелировано и причесано. Это происходит уже сейчас, потому что с реальной политической арены уже сошла программа "Времена": к сожалению, при всем уважении к Владимиру Владимировичу Познеру она уже не имеет такого резонанса.

Е. Афанасьева: Телевидение - это зеркало жизни. Страна, где нет активной публичной политики, вряд ли может претендовать на активное политическое вещание. Спасибо Вам большое, коллеги! Всего доброго!

Часть 1
Часть 2
Полит Х - Телевизионный Интернет-канал
Главная страница > X-Архив > Надежда Прусенкова и Евгений Кузин (2)
Программа и трансляция — Авторское Телевидение © 2003-2004
© «Полит Х». При полном или частичном использовании материалов ссылка на этот сайт обязательна.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Полит Х - Телевизионный Интернет-канал