Полит Х - Телевизионный Интернет-канал
 Авторское
 Телевидение
Полит Х - Телевизионный Интернет-канал
Сегодня 
18.11.2018 
Главная страница > X-Архив > Алена Солнцева и Вита Рамм (2)
X-Сайт
X-Архив
X-Форум
X-Справка
X-Эксперт
X-Команда
X-Партнеры
X-Контакты

Алена Солнцева и Вита Рамм (2)


28 июня 2004 года
Московский кинофестиваль

Часть 1
Часть 2

Вита Рамм
Вита Рамм
X-Справка
Алена Солнцева
Алена Солнцева
X-Справка

Е. Афанасьева: Но налогоплательщики - это не только Москва. А фестиваль проходит в одном городе в нескольких кинотеатрах. То есть это все равно достаточно кулуарное мероприятие?

А. Солнцева: Это мероприятие, во многом происходящее не из потребностей кинорынка или кинозрителей, а скорее компенсация внутренних комплексов общества: стране нужен фестиваль класса "А", и к нам приедут Тарантино, Мерил Стрип, Роберт де Ниро. Ведь упреки фестивалю не в том, как он происходит и что он тратит много денег. Его можно было бы сделать дешевле, если отказаться от звезд, никого не приглашать, сделать только программу. Можно вообще сделать прекрасный фестиваль фестивалей: пригласить хиты всех фестивалей, показывать отличное кино. Ведь приезд звезды стоит больших денег. А все фильмы предоставляются бесплатно. Даже ретроспективы, которые привозят, - за них платят посольства, потому что у каждой страны есть фонды, для того чтобы свою культуру продвигать в другие страны. Сами фильмы не очень дорого стоят, а дорого стоит то, что происходит вокруг. А понты нашей стране дико нужны, почему - не знаю. Вот вчера было закрытие. Я видела, как гости фестиваля, люди, сделавшие фильмы, ходили как потерянные, никого вокруг них не было, - журналистов на прием не пускают. Зато были - вокруг Диброва, который вел передачу про фестиваль, и вокруг некоторых людей, потому что была презентация водки "Империя". Чтобы провести Мерил Стрип под аркой, сделанной из бутылок водки "Империя", люди готовы тратить деньги. (На этот банкет не тратятся государственные деньги, они - спонсорские, и спонсоры сами приглашают, кого хотят.) Претензии не к тому, что они так тратят свои деньги, а к нам, что мы из общества делегируем именно этих людей на должность элиты.

Е. Афанасьева: Фестиваль закрывался вчера внеконкурсным фильмом, продукцией Первого канала, - "Ночной дозор", который создатели называют русским блокбастером. Это попытка объединить новейшие технологии, модные спецэффекты и русское представление о кино. Что вы можете сказать об этом продукте?

В. Рамм: Я думаю, что этот фильм - абсолютно в традиции мирового летнего блокбастера. На этом поле в основном работают американцы. У них есть два вида летнего фильма: летняя комедия и летний блокбастер, - нужно что-то, чтобы затянуть летом зрителя в зал. Я думаю, что это удачная попытка. Это экранизация книги фантаста Сергея Лукьяненко "Ночной дозор". Он "Дозоров" написал много, и как сказал Константин Львович, на 3-4 фильма им хватит. Фильм снял Тимур Бекмамбетов, у которого были замечательные ролики банка "Империал". Технологиями наши компьютерщики владеют очень хорошо и востребованы в мире, просто раньше они не были востребованы на таком уровне, с такими финансовыми ресурсами, какие имеет Первый канал.

Е. Афанасьева: Сколько тратится на такой проект?

В. Рамм: Я думаю, от 3 до 5 миллионов, не больше. Но для нас это блокбастер, хотя в Голливуде это даже малобюджеткой не считается: там малобюджетка - 15 миллионов.

Е. Афанасьева: А собственно фильм там есть, или только технологии?

В. Рамм: Есть фильм, попытка выстроить сюжет, смешные актерские работы. И я думаю, что он будет очень популярен. Алене он не так понравился, как мне, но я посмотрела его с удовольствием, хотя не люблю блокбастеры.

А. Солнцева: На закрытии главный продюсер Константин Львович Эрнст даже упомянул, что это не про вампиров даже, а про людей. Это такой образ.

В. Рамм: Я думаю, что так углубляться не стоит: это просто кино.

А. Солнцева: Рассматривать оговорки, которые делают наши публичные люди, - любопытное занятие. Ведь почему Эрнст это сказал? Потому что ему немножко неловко, что про вампиров. Точно так же, как Михалков сказал, что это наш ответ Тарантино. Фильмы Тарантино - пятьюдесятью порядками выше. Я не буду говорить о качестве его мессаджа, но по тому, как это сделано, как построен и выверен каждый кадр, - здесь существует совершенно другой отсчет. Конечно, это развлекательное кино, сделанное в специальной манере, чтобы скрыть материальную недостаточность, но сделанное очень лихо. Другое дело, что я большие надежды возлагала на Тимура Бекмамбетова, потому что его фильм "Гладиаторис", который он делал с большой компанией, занимающейся производством американских фильмов класса "B" (они никогда не выходят на экраны, идут сразу на кассетах, но, тем не менее, собирают деньги). Он сделал очень симпатичное кино, очень экономное для американского процесса. И в этом фильме, который должен был поднять его на другую ступеньку, следы малобюджетки все-таки чувствуются. Хотя там есть интересные находки. Чего обсуждать этот фильм? Этот фильм надо смотреть тем, кому нравятся такие жанры.

В. Рамм: Я могу гарантировать, что он действительно лучше скучнейшего "Ван Хелсинга".

Е. Афанасьева: А что стоит обсуждать?

А. Солнцева: Во всяком случае, стоит обсуждать фильм Месхиева, раз уж он получил такое количество призов, притом, что он получил еще и приз российской критики.

Е. Афанасьева: Что в этом фильме такого, что заслужило и оценки, и внимания?

А. Солнцева: Во-первых, сама история. Написал ее Валентин Черных. Это история - довольно нетрадиционная для нашего восприятия Отечественной войны. Тем более, сейчас, накануне юбилея победы. Это 41-й год, начало немецкого наступления, и наступление шло так быстро, что не успевали даже сообразить, что немцы уже забирают какой-то местечко или поселок в Псковской области. Туда врываются немецкие танки, и получается, что несколько человек, за которыми мы начинаем следить, - один из них НКВДшник (Гармаш), второй - политрук Лившиц (его играет Хабенский), - оказываются в плену, сообразив переодеться, потому что дошел слух, что немцы в плен командиров не берут. А потом им удается бежать. Бегут они втроем, и рядовой солдат Митька Блинов ведет их в деревню Блины, где живет его отец. Выясняется, что его отец стал старостой. Отца играет Богдан Ступка - прекрасный украинский актер. Это очень непонятный персонаж: ясно, что за ним странное прошлое, - до того, как он попал в деревню, он был бывшим репрессированным. Кто он: интеллигент, офицер - мы не знаем и не узнаем. Но это человек очень умный и сильный, спрятавшийся в этой деревне, и с ним случается эта история: к нему попадает его сын, он староста у немцев. Но самое главное, что там война показана не как война советских с немцами, а это свои, и между своими идут разборки. Все это происходит в оккупационной зоне, куда немцы не суются, потому что там нет дорог и непонятно, что происходит. Но свои знают тропки, отношения. И там есть конфликт интересов, и этот конфликт начинает действовать на все. Мне кажется, что сама по себе эта история любопытная. Это неожиданный сценарный поворот, потому что мы обычно такого не знаем. Кроме того, там есть попытка воссоздать подлинную деревню с ее тактильными особенностями, запахами, деталями одежды. В общем, это скорее удается. Там есть прекрасная женская роль - это Алла Суркова. Это великолепная актриса европейского класса: она такая естественная, крупная, у нее такие тяжелые груди, мощные ноги, и при этом она так понимает, что делает. Очень неплохо сыграла Анна Михалкова. Она тоже такая плотная, простодушная, деревенская девка, которая не хочет ничего, кроме как получить своего парня Митьку. Это замкнутый мир человека, частная жизнь людей, которым война эта не нужна ни под каким видом.

Е. Афанасьева: Это, наверное, тоже какой-то посыл сюда. Я возвращаюсь к своему вчерашнему разговору с Дондуреем и Александром Роднянским, которые это находят и в телевидении сегодняшнего дня. Это отход от глобальных информационных интересов человека в свой частный мир. Не потому, что это плохо, а потому что то, что происходит с тобой и твоей семьей, - это первично. Может быть, и в этом фильме есть какая-то попытка увидеть войну не глобальную, а именно потому, что частное важнее общего?

В. Рамм: Несмотря на все эти призы и на то, что Дима Месхиев созрел для того, чтобы получать призы за режиссуру (он так активно работает - в год по 3-4 фильма), я вижу в этом фильме больше минусов, чем плюсов. В нем очень много небрежностей, что касается сценария, нестыковки в поведении актеров. И, на мой взгляд, оператор Мачильский снял интерьеры сельской жизни очень декоративно. Потом у Гармаша просто отняли роль, которая была более-менее выстроена: финальная сцена просто перечеркнула этот персонаж, потому что она абсолютно неестественна. Что касается Богдана Ступки, то такой персонаж неспроста: здесь я вижу очень сильную перекличку с фильмом "Никто не хотел умирать" Жалакявичуса. Там эта проблема частной жизни в послевоенные 60-е годы, частного отношения к политическим событиям, той махине, которая сверху на тебя идет и против которой ты маленькая букашка, будь ты за эту машину, или против этой машины, или вообще не хочешь попасть под эту машину. Так вот Богдан Ступка играет эту историю, которую в "Никто не хотел умирать" играл Бабкаускас, - того крестьянина, который занимался собой, но был вовлечен насильно в эту среду. Если сравнивать эти фильмы, этот пересмотр от общего к частному, то Жалакявичус, мне кажется, выигрывает против Месхиева.

Е. Афанасьева: Что может привнести в развитие фестивального процесса следующий фестиваль?

А. Солнцева: Я думаю, что русское кино будет отстаивать свое право на плотное присутствие в конкурсе и вне конкурса. И вполне возможно, что дирекция фестиваля уступит этому давлению, и русский акцент следующего фестиваля может быть еще сильнее. Только пойдет ли это ему на пользу?

В. Рамм: Если возникнет желание и будут внутренние силы прислушиваться ко всем доброжелательным критикам, то фестиваль должен резко поменять свою селекционную политику, что касается набора конкурсной программы. Если это будет как по наработанному, то по-прежнему будет панорама гораздо интереснее и любопытнее. Существует опасная тенденция в этой панораме - то, что панораму все сильнее используют наши прокатчики и дистрибьюторы, для которых фестиваль - это прекрасный повод заявить о своих прокатных планах. В этом отношении фестиваль должен быть более щепетилен, потому что представлять фестивальный фильм, который увидят многие, что это событие, и эти фильмы действительно получаются событиями, то получается слишком большой дисбаланс между фестивальной и внефестивальной политикой конкурса.

Е. Афанасьева: Спасибо большое за участие в нашей программе. Всего доброго!

Часть 1
Часть 2
Полит Х - Телевизионный Интернет-канал
Главная страница > X-Архив > Алена Солнцева и Вита Рамм (2)
Программа и трансляция — Авторское Телевидение © 2003-2004
© «Полит Х». При полном или частичном использовании материалов ссылка на этот сайт обязательна.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Полит Х - Телевизионный Интернет-канал