Полит Х - Телевизионный Интернет-канал
 Авторское
 Телевидение
Полит Х - Телевизионный Интернет-канал
Сегодня 
25.06.2018 
Главная страница > X-Архив > Александр Зараев и Иван Свиридов (1)
X-Сайт
X-Архив
X-Форум
X-Справка
X-Эксперт
X-Команда
X-Партнеры
X-Контакты

Александр Зараев и Иван Свиридов (1)


19 мая 2004 года
Роль эзотерики в современном мире

Часть 1
Часть 2

И. Свиридов
Иван Свиридов
X-Справка
А. Зараев
Александр Зараев
X-Справка

Е. Афанасьева: Добрый день! В эфире Интернет-вещание Авторского телевидения программа «Полит Х». Сегодня мы поговорим о роли эзотерики в нашей жизни. Сегодня у нас в гостях Александр Зараев, президент Русской астрологической школы, и протоиерей Иоанн Свиридов, главный редактор радио «София». Александр часто публикуется в прессе с разными астрологическими прогнозами, и наш разговор зайдет об астрологии и о том, как на астрологию реагирует общество. Не только те люди, кто ежедневно открывает газету или слушает астрологические прогнозы по радио, но и как относится все общество, и как это отношение менялось на протяжении последних 15 лет, когда произошли глобальные перемены в отношении этой науки. В Советском Союзе как не было секса, там и астрологии, и публично мы стали об этом говорить где-то в конце 80-х годов. Александр, что Вы делали до этого?

А. Зараев: На самом деле была астрология. У меня были ученики, которые начинали изучать астрологию еще в 60-х годах, но они были связаны с КГБ. Там им преподавали астрологию, для того чтобы они могли на Западе правильно ориентироваться в астральных психотипах, т.е. в темпераменте человека, с которым общаются, могли бы вести разговор о знаках Зодиака. Это первое. Во-вторых, многие книги, которые сохранились с русской астрологической традиции до 17-го года: она достаточно активно развивалась с ростом эзотерики и Серебряным веком. Там была целая серия «Свет Египта». Многие из этих книг сохранились в Ленинке в спецхране. В конце 70-х годов у меня было разрешение, я вытаскивал оттуда книги. Меня интересовала в первую очередь медицинская астрология, законы иглоукалывания, которое тогда тоже было запрещено, связь медицины и циркуляции тонкой энергией в человеческом теле в меридианах. То есть чисто прикладное знание, потому что тогда я занимался йогой, другими техниками внутреннего развития.

Е. Афанасьева: Но все это не давало возможности жить финансово? У Вас были тогда другие занятия?

А. Зараев: Я работал, делал кандидатскую диссертацию на тему изучения процессов, которые происходят в вакууме, в частности сублимационная сушка, сушка холодом.

Е. Афанасьева: Астрология помогала защищать диссертацию?

А. Зараев: Это было хобби, также как йога, карате: они были под запретом. Тогда были в моде биоритмы: циклы 33 дня, 28 дней, 23 дня. Биоритмология, которая тогда начала развиваться, как сейчас пришли к выводу, тоже связана с ритмами Луны и Венеры. Рассчитывали графики, дни подъема, спада - это было в 70-х годах разрешено. А сама астрология развивалась, были подпольные кружки, которые преследовались, потому что там была переводная западная литература, самиздат. А в 75-76-м годах астрология стала преподаваться в Калифорнийском университете, как астропсихология, потому что в свое время ученик Фрейда Карл Юнг создал направление астропсихологии. И труды астропсихологов мы как раз и переводили. И комитетчики очень этим интересовались.

Е. Афанасьева: Иван, как церковь относится к существованию астрологии в обществе?

И. Свиридов: Это сложный и неоднозначный вопрос. Есть мнение церкви и мое личное мнение. Я в этом смысле не инквизитор, хотя некоторые вопросы мне кажутся смешными и антинаучными: там много фантазии. В христианстве тоже есть астрологический момент: это Вифлеемская звезда и волхвы. Эти древние астрономы представляли такую линию - узнать явление сына Божьего в мир, который появился именно в том месте. Это удивительная вещь. Не углубляясь в анализ астрологических прогнозов, скажу, что влияние существует: например, на меня оказывает очень большое влияние одна звезда - Солнце. Я очень радуюсь, когда светит Солнце. Еще мне нравится Луна и некоторые звезды, которые меняют свое положение в пространстве - это планеты Солнечной системы. Или когда комета пролетает, и виден хвостик. Все это влияет на человека, но не расположение звезд, потому что это космическое пространство.

Церковь относится отрицательно к астрологии как к незаконному желанию узнать свою судьбу, которая в руках Божьих. Это незаконное вторжение в свою жизнь, которое в некотором смысле опасно, потому что узнаешь себя и используешь это клише вольно или невольно. Тем самым ты лишаешь себя свободы, потому что тебе предназначено так. Астрология - это как гадание, а к гаданию церковь крайне отрицательно относится.

А. Зараев: Гадание и астрология - это две большие разницы.

Е. Афанасьева: На каком этапе у нас не было грамотно выстроенного религиозного или астрологического воспитания. Несколько поколений воспитывалось без изучения хотя бы историю религии или истории магических наук, включая астрологию. Поколение выросло и увидело, что можно пойти в церковь, или к астрологу, или, например, к психоаналитику. Очень часто туда идут люди, у которых проблемы, и они выбирают, по какой дорожке пойти. Вам не кажется, что у Вас одни потребители?

А. Зараев: Мне не кажется, потому что, во-первых, мое направление - это астрокалендари. Я делаю астрокалендарь, описываю гармоничные и дисгармоничные дни за год и даю возможность человеку проверить, насколько на него влияют астральные силы. Если он видит, что попадает в неблагоприятные периоды в неприятные ситуации - конфликты, психологические проблемы, он учится управлять своим астральным телом. Астрология - это законы астрального тела, ауры. Если мы говорим о церкви, церковь в настоящее время либо скрывает эту истину, либо не дает себе возможности изучить первоисточники. Первоисточниками являются четыре канонических Евангелия и каноническое учение Дионисия Ареопагита «О небесных иерархиях».

И. Свиридов: Каноническим его нельзя назвать, поскольку есть такая приставка - псевдо-Дионисия Ареопагита, а в церкви существует святой Дионисий. Канон - это одно из проявлений древнехристианской мысли, который как раз не введен в Свод Писания, но является очень авторитетным.

А. Зараев: Иоанн Дамаскин, когда он писал истинное учение о правой вере, опирался на учения гностиков, в том числе Дионисия Ареопагита. В учении Дионисия Ареопагита описывается наш мир четырех стихий, или материальный мир, астральный мир, где царят законы планет (астрология работает в основном с планетами, звезды астрологи используют очень мало), и мир архетипов, или мир божественный, ангельский. Эти три мира создают вселенную, которую создал Бог. Если мы откроем Библию, то там написано, что когда Бог создавал Землю, он вначале отделил свет от тьмы, создал планеты и светила, чтобы давать людям возможность по его знамениям судить о его воле и понимать времена. Астрология занимается изучением времени - благоприятного и неблагоприятного. Как пишет Экклезиаст, что есть всему время под солнцем: время обнимать, время уклоняться от объятий, время создавать, время разрушать, время собирать камни, время разбрасывать. Астрология базируется на этих принципах: есть высшие планы, есть астральный мир, где происходят времена, т.е. создаются различные периоды, и мир реальный, как сцена, где все это отражается. В моих календарях как раз есть гармоничные и дисгармоничные дни.

Е. Афанасьева: Вы делаете эти дни для зодиакальных знаков или конкретных людей?

А. Зараев: У меня есть многоуровневые прогнозы: 1) Для всей планеты целиком, т.е. планета как планетарное существо, движущийся в пространстве объект, который попадает в гармоничные и дисгармоничные участки вселенной. И так называемые состояния биосферы бывают гармоничные или дисгармоничные. Когда состояние биосферы дисгармоничное, происходят экологические катастрофы, войны, политические преобразования и так далее. Когда гармоничные, созидательные периоды, то это происходит в минимальных количествах или не происходит вообще. В моих календарях все это можно посмотреть. 2) Есть прогнозы по 12 знакам, психотипам. В зависимости от того, какое время - гармоничное или дисгармоничное, у кого-то будет энергетический подъем, у кого-то - спад.

Е. Афанасьева: Вы хотите сказать, что у всех людей одного зодиакального знака в этот день будет подъем или спад?

А. Зараев: Если полнолуние, то в полнолуние обостряется у всех активность. А в новолуние все находятся в своем минимуме. Кстати, сегодня новолуние, и большинство находится на минимуме своей энергетики.

И. Свиридов: Я хотел бы ответить на Ваш главный вопрос: вместе ли мы? Когда-то мы были очень близки: ходили вместе на лекции по парапсихологии, изучали йогу, читали Блаватскую, интересовались спиритизмом и астрологией. Все это относится к сфере духовного. Потом становилось понятным, что это разные вещи. Астрология - это технология, которая делит людей на знаки Зодиака. А собери здесь 10 человек одного знака, и все они будут разными, и никакой прогноз на самом деле на них не влияет. Это такая система, школа, она не способна помогать и развивать творческую активность личности. Она не позволяет духовно расти, а всегда укладывает в прокрустово ложе: человек знает, что ему переговоры сегодня вести нельзя, или нельзя встречаться со своей любимой, или опасно выходить на улицу. Это делает из человека знак, а человек должен быть полноценной личностью, который вопреки тому, что ему предписывают, и если здоровый, нормальный и умный, он знает, что он может делать, во взаимодействии с самим собой и с божьего благословения распознавать волю божью, которая действует в этом мире. Может быть, и через какие-то знаки. Но брать на себя всю полноту ответственности: я - Козерог, и теперь буду каждый день расценивать себя в положении подопытного человека.

А. Зараев: Когда-то мы были очень близки: астрология появилась на Руси вместе с православием. В 11-м веке греческие монахи принесли сюда знание об астрологии. И до 1525 года, до стоглавого собора она являлась официальной наукой, издавались и календари, и книги в церкви. В первую очередь было медицинское направление, сельское хозяйство, травы и пасхалии - расчеты праздников. После 1525 года, когда астрологию перенесли на уровень гаданий, и вместе с громниками и калядниками она стала уничтожаться, в церкви стали создаваться идеологические предпосылки, что астрология - наука не от Бога. А до этого она 4-5 веков считалась наукой божественной.

И. Свиридов: Но Симон - волхв: правда, его утопили…

А. Зараев: Магия и астрология - это разные вещи. Волхвы и магия - это одно направление. То, что они использовали астральные законы для своей практической деятельности, еще ни о чем не говорит. Астрология стоит в стороне от любых религиозных форм. Причем, есть религии, как в Индии, которые считают, что астрология помогает человеку сделать свой путь к Богу максимально коротким, познать самого себя.

Е. Афанасьева: А как астрология к гаданиям относится?

А. Зараев: Также как и религия. Гадания на кофейной гуще, на внутренностях животных, картах, рунах - это все определенные аспекты, которые позволяют фотографировать некоторые астральные слои. Есть газетная или бульварная астрология: 12 знаков Зодиака по положению Солнца, и всех по этим группам строят и пытаются делать прогнозы в соответствии со знаком. Так можно делать только медицинские прогнозы, потому что есть циркуляция энергии, которая в определенные периоды поднимается, в другое время спадает. Есть внутренние ритмы, которые мы не чувствуем. Женщины, кстати, чувствуют, потому что у них структура более тонкая. Если ее изолировать от внешних влияний, она полностью подстраивается под цикл Луны: в полнолуние - фертильный период, в новолуние - очищение. Это стопроцентно проверено, есть такая наука селенобиология.

И. Свиридов: Я хотел задать вопрос. Вы сказали, что в то время, когда официально астрология была запрещена, ей интересовался КГБ. В нацистской Германии у Гитлера тоже были свои собственные астрологи…

А. Зараев: Их он потом пересажал, когда они стали делать прогнозы, которые реально оказались правдивыми.

И. Свиридов: Это попытка изучать астрологию тоталитарными режимами и использовать ее как средство манипулирования общественным сознанием и понимать, какие моменты удобны для внушения. Это действительно средство манипуляции?

А. Зараев: Как и любое средство. Есть такой анекдот: «Сначала человек взял палку и сбил плод с дерева, а второй удар он нанес соседу по голове, чтобы тот этот плод не схватил». Одну палку можно использовать в разных направлениях. Астрология, как и любая наука - дуальна, т.е. Вы можете использовать ее, для того чтобы помочь человеку духовно развиться, а можете манипулировать его сознанием.

Е. Афанасьева: Вам не кажется, что и астрологи, и священники - хорошие психологи? Может быть, интуитивно, не изучая науку психологию. И именно та модная отрасль психологии, которая называется нейролингвистическое программирование. То есть своими прогнозами или проповедями, или беседой с человеком они так или иначе занимаются программированием его сознания. Когда люди 12-15 лет назад кинулись в астрологию, она так на них глобально и действовала, потому что они попадали под это программирование.

И. Свиридов: Раз Вы коснулись истории нашего раскрепощения или демократизации страны, то начало положили не астрологи, а экстрасенсы: Кашпировский, Чумак и прочие. Общество было заворожено этим явлением, особенно простые люди. Это попытка отказаться от собственной воли, переложить все на другого. То же самое происходит и в церкви. Сейчас люди хотят найти духовника, который руководит их жизнью, снимает с них всякую ответственность, а это совершенно неверный путь. Это путь для послушника, который действительно решает отказаться от собственной воли, чтобы идти особым путем. Тогда духовник играет в начальном периоде решающую роль. А то, что люди кинулись искать духовника, - это абсурд. В старом обществе простые люди даже права не имели на своего духовника: духовники были только у государей и знатных особ.

А. Зараев: Также и астрологи действовали на уровне советников.

И. Свиридов: И это беда для духовенства, потому что на них наваливается масса людей, которая хочет свои проблемы переложить: «Скажи, как мне делать». На самом деле священник не должен отвечать ни за кого: он должен давать советы, когда у него спрашивают, но не решать за человека. Надо сказать к чести патриарха, который много раз говорил о так называемом младостарчестве, когда неопытные молодые священники берут на себя эту невыносимую обязанность и сами ломаются, не принося пользы.

Часть 1
Часть 2

Полит Х - Телевизионный Интернет-канал
Главная страница > X-Архив > Александр Зараев и Иван Свиридов (1)
Программа и трансляция — Авторское Телевидение © 2003-2004
© «Полит Х». При полном или частичном использовании материалов ссылка на этот сайт обязательна.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Полит Х - Телевизионный Интернет-канал